Современная общеобразовательная школа, в частности начальное звено, все чаще сталкивается с проблемой неуспеваемости многих детей по русскому языку. Часто причиной неуспеваемости является проблема речевого недоразвития детей. С каждым годом возрастает количество детей с речевыми расстройствами. Такие дети требуют особого внимания со стороны учителя и специализированной помощи учителя-логопеда. Знание причин трудностей, возникающих у обучающихся при овладении навыками чтения и письма, позволят обеспечить своевременную и квалифицированную помощь со стороны взрослых.
Процессы чтения и письма тесно связаны с развитием устной речи и осуществляются на основе достаточно высокого уровня её развития. Поэтому любая речевая патология на разных этапах развития устной речи и чтения является одной из причин затруднений формирования процессов письма и чтения. Так же несформированность какой-либо функций любого анализатора может вызвать нарушение процесса письма и/или чтения.
Специфические ошибки чтения и/или письма отличаются от ошибок на применение орфографических правил.
Так, обучающиеся допускают ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов, а именно:
- замена букв по звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных (зонт — сонт);
- замена лабиализованных гласных (уроки — уруки);
- замена букв по оптическому сходству: и-у, б-д, л-м, п-т, х-ж и др.
- пропуск гласных, согласных букв;
- пропуски слогов;
- перестановки букв, слогов и мн.др.
Читая по догадке, домысливая окончания слов, предложений дети часто заменяют слова близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (горит — гора), искажают окончания слов (улыбался — улыбалась), переставляют слоги (веревка — ревевка), пропускают буквы и слоги (карандаш — кандаш ).
Характерны для детей аграмматизмы, связанные с нарушением связи слов в предложении (Саша и Даша идёт в школу), и нарушения обозначения границ предложений, пляшущая строка, постоянные колебания наклона и высоты букв, замена рукописных букв печатными.
Заучивание грамматических, орфографических правил таким детям не помогает, а многочисленные переписывания, бесконечные письменные задания, наказания напрасны и вредны, они могут привести к отклонениям в поведении, повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе, что еще больше усугубит их проблемы, породит новые проблемы.
Своевременное выявление детей с речевой патологией, своевременное направление их к специалистам (логопеду , психологу и др.) и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи, позволит не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.
После углублённого логопедического обследования устной и письменной речи логопед может вынести заключение: общее недоразвитие речи (ОНР 3 или 4 уровня), нарушение письма и чтения, обусловленное ОНР.