Советы учителя-логопеда родителям

Как развивается ваш ребёнок?

Речь-психическая функция и её нарушения являются симптомом какого-либо серьёзного заболевания.

Раннее выявление нарушений речевого развития помогает предупредить серьёзную речевую патологию. Важно оказать своевременную помощь, так как опоздание может лишить ребёнка возможности компенсации дефекта, реадаптации.

Значительную помощь в выявлении детей с недостатками речи могут оказать врачи-педиатры. Но роль самих родителей в этом процессе очень важна, так как при общении с ребёнком каждый день именно родители могут заметить некоторые отставания в его речевом развитии, сообщить об этом врачу-педиатру, который своевременно зафиксирует замеченные отклонения и примет меры по их устранению.

Основы речи закладываются не в конце первого года жизни, когда ребёнок начинает лепетать, а намного раньше. Готовность к речи есть у ребёнка с рождения. И родителям важно знать, как развивается речь ребёнка в норме. Нужно учитывать, что развитие речи зависит в первую очередь от состояния слуха и интеллекта ребёнка.

Возрастной период- 1-2 месяца

Ребёнок оживляется при подходе матери.

Крепко держит игрушку в руке, медленно следит за игрушкой, которую держат на высоте 30-40 см над кроваткой, сосредотачивает взгляд на предмете, лице говорящего. При разговоре с ребёнком у него вполне осмысленный взгляд.

Лёжа на животе. Поднимает головку на 45 градусов.

Произносит одиночные гласные.

Если у ребёнка не реакции на звук, ребёнку необходимо обследование врача-сурдолога.

Возрастной период- 2-3 месяца

Следит за движущимся предметом, смотрит на игрушку, которую держит в руке.

Удерживает головку. Лёжа на животе, длительно удерживает головку на 45 градусов.

Появляются хватательные движения, теребит и дёргает одежду.

Поднимает свою руку и смотрит на неё.

Гукает и смеётся.

«Разговаривает», если взрослый говорит с ним, фиксирует взгляд на лице говорящего.

Возрастной период- 3-4 месяца

Устойчиво держит головку, вертит ею, когда сидит. Лёжа на животе, держит голову на 90 градусов, смотрит прямо.

Рассматривает игрушку в руке.

Поворачивается за игрушкой.

Узнаёт свою бутылочку.

Поднимает обе руки, играет пальцами.

Улыбается, когда к нему подходят люди.

Громко кричит звуки А, О, И, Э.

 Появляются звуки П, Б, М, К, Г, Х.

Если к концу 3 месяца у ребёнка нет гуления, ему нужно обследование ЛОР-врача.

Возрастной период- 4-5 месяцев

Прямо, устойчиво держит голову при сидении.

Пытается вылезать из кроватки.

Поворачивается со спины на бок.

Наблюдает за падающей игрушкой.

Тянется обеими руками к игрушке, если она в поле его захвата.

Начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета.

Визжит на высоких нотах.

Поворачивается на голос, смотрит на артикуляцию говорящего, подражает ему.

Если у ребёнка нет реакции на голос говорящего, ему нужно обследование ЛОР-врача.

Возрастной период- 5-6 месяцев

Лёжа на спине, поднимает голову, захватывает ногу, переворачивается на живот.

Тянется за игрушкой, берёт её в обе руки.

Отличает незнакомых от членов своей семьи.

Различает голоса взрослых.

Берёт маленькую игрушку и зажимает её в кулак, движения схватывания становятся точными, уверенными.

Мычит и бормочет, пускает пузыри.

Заводит «разговор» с игрушками и человеком.

Возрастной период- 6-7 месяцев

Стоит, поддерживаемый за плечи.

Сидит без поддержки.

Берёт одну маленькую игрушку, потом вторую, долго их удерживает.

Берёт игрушку в рот, кусает.

Пытается собрать изюм 2-3 пальцами.

Подражательно повторяет «ПА-ПА-ПА», «БА-БА-БА», ДА, КА, ГА.

Возрастной период – 8-9 месяцев

Знает своё имя.

Держит свою бутылочку, наклоняет её и бросает, если она пустая.

Устойчиво сидит неограниченное время.

Сидит в кроватке, не прислоняясь к её спинке.

Бросает одну из игрушек, чтобы взять предложенную третью.

Игрушкой ударяет игрушку, лежащую на столе.

Берёт изюм большим и указательным пальцами.

Показывает пальцем на привлекающий его предмет.

Играет в «ладушки».

Повторяет слоги с разнообразной интонацией.

Лепет и жесты становятся средством общения.

Если у ребёнка не появился лепет, ему нужно обследование ЛОР-врача и невропатолога.

Возрастной период -9-10 месяцев

Ползает с помощью рук и коленей. Пытается сам встать, идёт, не падая с поддержкой.

Стоит около мебели без поддержки.

Играет с чашкой, в которую опустили игрушку, пробует сам проделать это.

Быстро собирает изюм большим и указательным пальцем.

Бросает маленькую игрушку вниз, поднимает руками.

Начинает понимать жесты окружающих, выполняет отдельные инструкции: «дай ручку», «где папа?», «поцелуй маму».

Произносит до двух лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией.

Возраст – 10-11 месяцев

Держится за стул и идёт вокруг его.

Идёт при поддержке одной рукой.

Берёт игрушку из коробочки или чашечки.

Пытается собрать изюм одной рукой после показа.

Принимает игрушку, но не отдаёт обратно.

Говорит и понимает, что говорит «мама», «папа».

Понимает названия отдельных предметов.

Воспринимает мелодичную схему отдельных фраз.

Возрастной период 11-12 месяцев

Встаёт сам, делает несколько шагов.

Играет с одной игрушкой, потом последовательно с другими.

Говорит 3 лепетных слова, смотрит на лицо говорящего.

Возрастной период-1год-1год 1 месяц

Встаёт на середину пола и идёт без поддержки

Кладёт игрушку в чашечку или коробочку.

Кладёт игрушку в Вашу руку, если Вы держите её открытой.

Пытается продеть руки в рукава.

Говорит 4-5 слов.

Возрастной период 1 год 1 месяц – 1 год 2 месяца

Ходит самостоятельно.

Кладёт игрушку в коробочку, если Вы попросите его.

Берёт в руку 2 маленькие игрушки и держит их.

Пытается бросить мяч по направлению к Вам.

Пытается рисовать цветными карандашами.

Узнаёт изображённые предметы на картинке.

Смотрит на предмет, о котором Вы говорите.

Говорит 4-6 слов, включая звукоподражания.

1 год 2 месяца- позднее допустимое время появления речи, запас слов составляет от 3 до 40 слов.

Возрастной период 1 год 3 месяца -1 год 4 месяца

Начинает бегать.

Ставит один кубик на другой после показа.

Кладёт 5-6 из 10 кубиков в коробочку.

Прижимает к себе куклу, игрушечных животных.

Помогает переворачивает страницы в книге.

Показывает пальцем на то, что хочет, мычит «у-у».

Рассматривает картинки в книге.

Говорит 6-10 слов, включая звукоподражания. Появляются однословные предложения.

Возрастной период – 1 год 6 месяцев- 1 год 7 месяцев

Забирается на взрослый стул.

Самостоятельно ест.

Показывает 1-2 части тела.

Ходит, таская за собой привязанную игрушку.

Если вложить в руку карандаш, сразу начинает рисовать.

Узнаёт предмет на сюжетной картинке.

Выполняет простые поручения: «положи кубик на стол», «дай кубик маме».

Говорит около 15-20 слов и звукоподражаний.

Появляются попытки связать 2 слова во фразу «Мама, дай»

Если в 1,5 года ребёнок не говорит, ему нужна консультация логопеда.

Возрастной период 1 год 9 месяцев – 1 год 10 месяцев

Сам идёт вверх по лестнице.

 Пододвигает стул, чтобы достать предмет.

Кладёт по заданию игрушки в коробочку, выбирая заданную.

Чертит линию на бумаге, подражая взрослому.

Показывает 6-9 картинок из 10.

Может показать 3 части тела.

Повторяет название предмета.

Произносит предложения из 2 слов.

Возраст- 2года

Подпрыгивает на одном месте.

Бросает мяч Вам в руку.

Рисует вертикальную линию.

Одевается и снимает одежду с помощью.

Убирает за собой игрушки.

Складывает бумагу вдвое.

Называет 3 предмета на сюжетной картинке.

Показывает 5 частей тела.

Произносит предложения из 3-4 слов.

Выполняет двухэтапную инструкцию.

Словарный запас до 200 слов.

Если в 2 года у ребёнка нет речи, ему необходимо всестороннее обследование, в т. ч.  психиатра.

 

Возраст — 2 года 6 месяцев

Называет своё имя и фамилию.

Балансирует на одной ноге 3-5 секунд.

Складывает бумагу вчетверо после показа.

Воспроизводит круг, горизонтальную линию.

Складывает разрезную картинку из двух половинок.

Кладёт по заданию 1 кубик в чашку (на счёт).

Строит мост из 3 кубиков.

Употребляет названия цветов, правильно называет один цвет.

Употребляет местоимения, прошедшее время, пользуется множественным числом.

Появляются сложные бессоюзные предложения.

Возраст — 3 года

Называет имя, фамилию, пол.

Одевается самостоятельно, чистит зубы.

Балансирует на 1 ноге 7-10 сек.

Перепрыгивает линию, начерченную на полу.

Рисует крест на полу.

Выбирает самую длинную линию из трёх.

Кладёт по заданию 2 кубика в чашку (на счёт)

Застёгивает пуговицы.

Понимает содержание сказок.

Начинает задавать вопросы.

Появляются предложения с союзами чтобы, если.

Рассказывает стихи.

Понимает 3 предлога из 4: в, на, под, из.

Говорит о себе в 1 лице, оценивает поведение других детей.

Словарный запас к концу 3 года – от60 до 1,5 тыс. слов.

С 3 лет все дети направляются к логопеду.

 

Возраст — 4 года

Речь становится средством регулирования поведения.

Рассказывает, что он нарисовал, что сделал.

Понимает холод, усталость, голод (спросить, что ребёнок сделает, когда ему холодно, он устал, хочет есть).

Знает назначение денег.

Заканчивает рисунок человека после обучения.

Считает до 3-4.

Складывает разрезную картинку из 3-4 частей.

К 5 годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь, все типы склонений, спряжений, он овладевает разговорно-бытовым стилем речи, грамматически правильно оформляет фразу, произношение всех звуков, должно быть правильным.

Что является поводом для визита к логопеду?

В 1,5-2 года – если не появляется фразовая речь

В 3-4 года – если нет развёрнутой речи

В 4-5 лет – если нарушено произношение звуков

В любом возрасте при возникновении заикания срочно обращаться к невропатологу или психиатру и логопеду для лечения и коррекции речи.

Идём в школу.

 Как родителям облегчить обучение ребёнка в первом классе?

С первого дня обучения в первом классе на уроках русского языка и литературного чтения ребёнок начинает овладевать письменной речью, т. е. письмом и чтением. В отличие от устной, письменная речь формируется в условиях целенаправленного обучения.

Собственно письмо включает в себя ряд операций:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.